Что такое гражданская позиция с точки зрения психологии


Психологические факторы становления гражданской позиции старшеклассников

В качестве главного результата общего образования в "Федеральной целевой программе развития образования на 2006-2010 годы" рассматривается готовность и способность молодых людей, оканчивающих школу, самостоятельно принимать серьезные решения в ситуации выбора, прогнозируя возможные последствия, нести ответственность, как за собственное благополучие, так и за благополучие общества.



Это в большой степени определяет собственную гражданскую позицию молодого человека. В этом контексте становление гражданской позиции личности является все более актуальной проблемой. Ключевыми в данном вопросе являются понятия "позиция" и "гражданская позиция". Термин "позиция" является предметом изучения целого ряда наук: философии, социологии, психологии, педагогики. В психологических исследованиях рассматривается понятие "позиция личности". На данный момент накоплено множество определений этого феномена.

С точки зрения С. Л. Рубинштейна, позиция личности есть система отношений личности к обществу, людям, труду, самой себе; позиция - образование, объединяющее разные виды ценностных ориентаций. Б. Г. Ананьев определяет позицию как интегральное отношение человека к окружающей действительности и самому себе, наличие установок и мотивов поведения, целей и ценностей, на которые направлена деятельность. К. А. Абульханова-Славская считает, что позиция - избранный личностью в соответствии с ее ценностями способ осуществления жизни. (И. С. Лебедева, 2007).

Термин "гражданская позиция" не является установившимся в современной науке, а рассматривается с различных точек зрения.

Большинство исследователей считают, что определение гражданской позиции необходимо строить исходя из понимания термина "гражданин". Требования к личности как к гражданину имеют конкретно - исторический характер, изменяются в зависимости от социального строя государства. Сейчас принято понимать гражданина как человека автономного, способного делать выбор и контролировать свою личную и общественную жизнь, реализовывать и отстаивать гражданские права. Учитывая все эти аспекты, наиболее полно отражена сущность понятия "гражданская позиция" в определении Т. А. Кобелевой: "Гражданская позиция - интегративная система отношений личности к государству, праву, гражданскому обществу, к самому себе как к гражданину, определяющих ориентацию на общественное благо и реализующихся в деятельности" (Т. С. Кобелева, 2006).

Анализ содержания гражданской позиции позволяет выделить две её стороны: политико-правовую и нравственную. Гражданская позиция личности в политико-правовом аспекте представляет собой осознание личностью своей позиции в качестве субъекта и активного участника политической деятельности в соответствии с правовым статусом гражданина. Нравственная сторона гражданской позиции представляет собой интериоризацию моральных норм, традиций, установок и системы ценностей. В исследовании И. Л. Гуляевой подчеркивается, что нравственные отношения являются ядром отношений, создающих гражданскую позицию личности. Нравственностью человека опосредуются все социальные отношения личности: политические, правовые, эстетические, трудовые и другие (И. Л. Гуляева, 2007).

Анализ литературы показал, что к 14-16 годам у школьников складывается устойчивое представление об окружающем мире и обществе и идет активный поиск путей самоутверждения, способов самореализации.

Именно в этом возрасте можно говорить о некоторой устойчивости позиции школьников, о завершении этапа первичной социализации. К этому возрасту у подростков складывается система ценностей, опираясь на которую они выстраивают свое взаимодействие с окружающим миром. Формирование в подростковом возрасте мировоззрения расширяет ту среду, в которой живет подросток. Чувство взрослости, возникающее у подростка как центральное и специфическое новообразование его сознания, выражает новую жизненную позицию по отношению к самому себе, окружающим людям, к миру.

Исследователями подчеркивается, что система ценностей подростка, его способность интересоваться другими людьми и принимать участие в жизни общества (другими словами - социальный интерес) влияют на становление его позиции по отношению к государству и обществу, или гражданской позиции. (И. В. Молодцова, 2007).

Таким образом, систему ценностей и социальный интерес можно выделить в качестве одних из главных психологических факторов становления гражданской позиции старшеклассников.