Образование как фактор формирования ценностей


Образование как фактор развития личности и общества

В истории развития общества складывались разные парадигмы примеры, образцы, модели) образования и воспитания, имеющие не только научно-педагогическую, но и общекультурную ценность:

1) знаниевая — ориентирует образование и воспитание, главным образом на освоение знаний;

2) культурологическая — в большей степени ориентирует не на знания, а на освоение элементов культуры обучения, поведения и общения в различных социальных условиях;

З) технократическая — связана с преобладанием средств над целью образования, задач над смыслом образования, техники и технологии над гуманитарными ценностями;

4) гуманистическая — высшей ценностью здесь является не техника, а человек; основывается на гуманистических моральных нормах, предполагающих сопереживание, соучастие и сотрудничество;

5) педагогоцентристская рассматривает воспитание и обучение как главные факторы развития личности, где ведущая роль отводится педагогу;

6) детоцентристская (альтернатива педагогоцентристской) — ориентирует на создание благоприятных условий для развития всех детей, развитие их индивидуальных особенностей, способностей, интересов.

Педагогические знания способствуют практической подготовке личности к выполнению различных производственных, общественных и государственных обязанностей. Они дают представление о содержании и формах обучения (воспитания) в различных типах учебных заведений в нашей стране и за рубежом, о приемах воспитательного воздействия на людей при сохранении взаимопонимания и сотрудничества.

Изучение педагогики способствует развитию умений рефлексии (анализа) своей деятельности и формированию на этой основе потребностей к саморазвитию и самовоспитанию, позволяет сознательно и планомерно организовать свою личную, семейную и профессиональную жизнедеятельность, развивать свои способности, добиваться успеха в жизни.

Тенденции современной социокультурной ситуации, и образование

• Ключевые тенденции современной социокультурной ситуации, определяющие направления развития образования в мире:

1) смена типа культурно-исторического наследования — меняются способы передачи-получения подрастающим поколениям культурно исторического опыта. Если раньше детям предстояло во многом повторять образ жизнедеятельности своих родителей, то в современных урбанизированных странах наблюдается своеобразный разрыв между поколениями, проявляющийся в общечеловеческих ценностях, образе жизни, мировоззрении и личностных принципах, что учитывается при разработке образовательных систем;

2) смена установки при изучении действительности, или переход от научного познания к общекультурному, включающему обыденное сознание (здравый смысл), мифологическое, религиозное, художественное и другие виды постижения реальности; проявляется не только в научном исследовании, но и в учебном процессе;

З) изменение роли науки в обществе и смена научных парадигм. Ранее содержание познания и образования определялось главным образом объектом ин меньшей степени— средствами, технологиями познавательной деятельности. В настоящее время процесс научного и учебного познания предполагает взаимосвязь знаний об объекте не только со средствами познания, но и с общекультурными ценностями, ценностно-целевыми установками субъекта, как научно-познавательной, так и учебно-познавательной деятельности;

4) расширение информационных технологий и мировой ин формационной системы, функционирование и развитие которых становится решающим условием модернизации не только производства, но и других сфер общественной жизни, включая образование;

5) национально-культурная регионализация на фоне процессов интеграции и глобализации, раздвигающие рамки традиционных потоков инвестиций и товаров, дополняя, а иногда заменяя их потоками людей, идей и знаний.

В современном белорусском обществе эта тенденция проявляется в следующем:

а) необходимость дальнейшего социально-культурного развития белорусской нации, более активного утверждения национальных ценностей, в том числе через систему образования;

б) нёобходимость обретения народом Беларуси новой профессиональной компетенции, новой технологической и общекультурной подготовки в соответствии с требованиями интеграционных процессов с Россией и Европейским сообществом;

в) необходимость формирования умения жить в условиях открытого, динамичного, демократичного общества, с рыночными отношениями, то есть в условиях высокой степени неопределенности, автономного существования, готовности брать на себя ответственность за свою жизнь и судьбу своих близких, за будущее нации и государства.

Функции ценности образования в обществе

Образование как социокультурный феномен выполняет в обществе два вида взаимосвязанных функций:

1) функцию воспроизводства, направленную на воспроизводство культуры, общественного опыта и способов деятельности в новых поколениях людей;

2) функцию развития, направленную на развитие как личности человека, так и общества в целом.

• Образование это один из способов вхождения человека в мир культуры. В процессе образования человек овладевает научными знаниями, достижениями искусства, моральными нормами, профессиональным опытом и другими духовно-культурными ценностями. У молодого поколения формируется ответственное отношение к усвоению, сохранению и обогащению как национального, так и культурного общечеловеческого наследия.

• Образование — это средство социалиализации, становления и развития человека как личности. Благодаря образованию молодежь приобщается к жизни общества, социализируется и интегрируется в социальную систему. Обучение языку, истории Отечества, литературе, принципам морали и нравственности служит предпосылкой для формирования у молодых людей общеразделяемой системы ценностей, благодаря чему они становятся сознательными гражданами страны.

• Образование —это фактор, влияющий на социальный статус личности, процесс ее профессионализации и самоутверждения. Образование способствует социальной селекции, то есть отбору и дифференциации молодежи не только по способностям, но и в соответствии с их интересами, возможностями, ценностными ориентациями; обеспечивает социальную мобильность людей; часто открывает доступ к престижным должностям и званиям; является средством достижения успеха в обществе.

• Образование — это фактор воспроизводства социально-профессиональной структуры общества и социального прогресса. Благодаря связи образования с наукой происходит накопление интеллектуального и духовно-нравственного потенциала для формирования тенденций научно-технического развития и перспектив дальнейшего совершенствования общества.

• Государственная ценность образования состоит в том, что нравственный, интеллектуальный, экономический и культурный потенциал каждого государства самым непосредственным образом зависит от состояния образовательной сферы и возможностей ее прогрессивного развития.

• Общественная ценность образования не всегда совпадает с государственной. Очень часто государство лишь провозглашает образовательные приоритеты, в то время как общество вынуждено подталкивать его к выполнению обещаний или изменению приоритетов.

Личностная ценность образования состоит в индивидуально-мотивированном отношении человека к содержанию, уровню и качеству своего собственного образования.

Основные модели образования как педагогического процесса

Образовательной функции социально-личностного воспроизводства соответствует традиционная модель образования, а функции развития — инновационная модель:

1) традиционная модель (она же теоретическая, знаниевая и предметно-ориентированная) предполагает направленность педагогического процесса, прежде всего, на формирование у обучающихся знаний, умений и навыков (ЗУНов).

При этом в процессе обучения недостаточно представлена передача способов мышления, реализация разных типов деятельности, эмоционально-ценностное отношение к миру, общение и т.п. Установка на формирование ЗУНов утвердилась в этой модели под влиянием технократизации педагогического сознания, а также в результате информационно-объяснительного подхода к построению и реализации содержания образования;

2) инновационная модель (она же универсальная, способностная и деятельностная) ориентирует педагогический процесс на развитие способностей личности, учет индивидуальных особенностей обучающихся путем их согласованной или совместной учебно-поисковой деятельности в соответствии с целями образования. При этом важнейшей задачей обучения становится не только усвоение конкретной информации, но также овладение способами мышления и деятельности, развитие способностей и творческою потенциала личности. Способ реализации содержания образования в этой модели называется деятельностным подходом.

• Деятельностный подход отвергает:

- вербальные методы обучения;

— догматические формы передачи «готового» учебного материала

- монологичность и обезличенность словесного преподавания;

— статичную, завершенную систему знаний, умений и навыков

• Деятельностный подход предполагает:

— активные (рефлексивно-деятельностные) формы и методы обучения;

— развивающие (личностно-ориентированные) технологии;

— активность всех участников педагогического процесса;

— усвоение обобщенных способов выполнения различных видов деятельности.

Качество образования при деятельностном подходе определяется не уровнем сформированности ЗУНов, а развитием способностей и готовностью личности самостоятельно добывать информацию, использовать полученные знания для постановки и разрешения возникающих проблем, определения способов действий в новых ситуациях.

Образование как средство разрешения глобальных проблем

Мир сегодня объединяет усилия в сфере образования для решения не только локальных, но и глобальных проблем человечества. Совокупность этих проблем и соответствующих задач их разрешения можно разделить на три группы:

1) интерсоциальные проблемы — сдерживание гонки вооружений, предотвращение новой мировой войны, поддержание военно- политического баланса в различных регионах мира, установление справедливого мирового экономического порядка, гармонизация отношений между развитыми и отстающими странами, борьба с терроризмом ит.п.;

2) проблемы, порождаемые взаимодействием общества и природы, — предотвращение деградации природной среды по причине загрязнения воздуха, воды и почвы; рациональное использование природно-сырьевых ресурсов; обеспечение продовольствием стремительно растущего населения планеты и т.д.;

5) проблемы взаимоотношений человека и общества — преодоление кризиса здравоохранения, обусловленного как экономическими. так и социокультурными факторами (наркомания, алкоголизм, курение, стрессы); снижение роста количества физически и психически неполноценных людей, создающих угрозу генофонду человечества.

Причиной перечисленных проблем является прежде всею сам человек с ею недостаточным уровнем знаний, мировоззренческих и духовно-нравственных приоритетов, с ею неразвитыми способностями ориентироваться в современных проблемах, а также ответственно (в масштабах всей планеты) включаться в их разрешение.

Без объединения усилий всех стран в сфере образования, без разработки образовательных программ воспитания высококультурного и ответственного гражданина планеты Земля окончательное решение этих проблем представляется невозможным.



образование как фактор формирования ценностей:Образование как фактор развития личности и общества В истории развития общества складывались разные парадигмы примеры, образцы, модели) образования и воспитания, имеющие не только

образование как фактор формирования ценностей