Отдаленные седой зимы угрозы почему отдаленные и почему седой


/ конспкет урока Унылая пора.

Перед тем, как окунуться в атмосферу творчества, давайте погуляем по осеннему парку. Осенний парк не любит шума, он молчалив. Вокруг тишина и такая красота, что хочется помолчать и навсегда запомнить эту удивительную картину «пышного увядания» природы.

Подготовка к восприятию

Звучит пьеса П.И.Чайковского «Осенняя песня» («Октябрь»), видеоряд пейзажных картин.

Музыка, которая сейчас звучала, написана великим русским композитором Петром Ильичём Чайковским. Осень была одним из любимых времён года композитора. И это не случайно, ведь осень такая удивительная пора.

Вы наверняка, слушая музыку представили осенний парк, в котором мы побывали. Выразите свои чувства, эмоции:
- я любовался… - меня удивило…

- меня восхитила…. – я не могу наглядеться…

Как вы думаете, какое настроение было у автора музыки, когда создавал ее?

А как вы считаете, какое настроение навевает это время года?

Ни одно время года не имеет такой палитры красок, как осень. Какие краски преобладают в осеннем пейзаже?

Подберите выразительные синонимы к словам, обозначающим цвет:

желтый (золотой, лимонный, янтарный)

красный (багровый, багряный, пурпурный, бордовый)

зеленый (изумрудный, малахитовый)

голубой (лазурный, бирюзовый)

Еще в осенней палитре есть медный и бронзовый цвет. Какие оттенки имеют эти цвета? (золотисто-коричневый)

Ребята как вы понимаете значение слов багрец, мгла, сени?

Слово багрец произошло от слова багряный, обозначающего оттенки красного цвета.

Мгла – непрозрачный воздух (по С.И. Ожегову).

Сени – в деревенской избе в старину называли помещение между жилой частью дома и крыльцом.

Давайте составим предложения с этими словами, чтобы их лучше запомнить.

Для многих поэтов осень – пора вдохновения, пробуждения к творчеству. Сегодня мы с вами познакомимся с замечательным стихотворении о осени, которое написал, всеми нами любимый Александр Сергеевич Пушкин.

Сейчас я вам прочитаю, а вы постарайтесь понять, какие чувства испытывал поэт при написании этого стихотворения.

Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса -

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и в золото одетые леса,

В их сенях ветра шум и свежее дыханье,

И мглой волнистою покрыты небеса,

И редкий солнца луч, и первые морозы,

И отдаленные седой зимы угрозы.

Эти строки были написаны поэтом в болдинскую осень 1833 года.

В них раскрывается вся любовь А. С. Пушкина к русской природе, к осенней пышной и торжественной красоте, ее жизнеутверждающей силе. Осень – любимое время года Пушкина «И с каждой осенью я расцветаю вновь», - писал поэт. Не случайно одним из самых плодотворных периодов творчества у Пушкина является осень.

Проверка первичного чтения

О чем это стихотворение?

Какую картину вы себе представили, слушая стихотворение?

Какое настроение вызывает это стихотворение?

Какой рисует поэт осень? Почему?

Осень, которую мы видели, в парке похожа на осень, которая описанная в стихотворении?

Что значит унылая? (печальная, грустная)

Почему осенью обычно унылое настроение? С чем это связано? (потому что все опадает, вянет, на улице в основном пасмурная погода)

Как вы понимаете данное выражение? (это значит наш глаз что-то завораживает, очаровывает)

Когда же наши взоры очарованы осенью? При виде чего? (осенью наш взор особенно радует палитра красок вокруг, листопад, можно проследить, как природа готовиться к зиме)

Приятна мне твоя прощальная краса -

Почему автор говорит «прощальная краса»? Как вы понимаете это словосочетание? (природа готовится к замиранию, т.е. прощается)

Как автор относится к такой красе? Какие чувства он испытывает? Найдите слово, подтверждающее ваши домыслы? (приятна, т.е. автору и грустно, и в то же время ему нравится это все)

Люблю я пышное природы увяданье,

Что значит увяданье? (т.е. вянуть)

Какое художественное средство выразительности использует автор, чтобы мы смогли представить это увядание? (эпитет, «пышное увяданье»)

Что значит «пышное увяданье», как вы понимаете? Про что еще можно сказать «пышное»?

В багрец и в золото одетые леса,

Что автор подразумевает под словами «багрец» и «золото»? (листья этого цвета)

Какое художественное средство присутствует здесь? Найдите слово, доказывающее это (олицетворение, «одетые»).

В их сенях ветра шум и свежее дыханье,

Где обычно бывают сени? Как вы думаете, что имел ввиду автор, употребляя это слово в данной строчке? Как «сени» могут выглядеть в природе?

Почему автор употребляет словосочетание «свежее дыханье»?

Что он этим хотел сказать?

И мглой волнистою покрыты небеса,

И редкий солнца луч, и первые морозы,

И отдаленные седой зимы угрозы.

Какие небеса мы представляем когда читаем первую строку? (на небе серые тучи)

Что в этих строчках хочет нам сказать автор? (что приход зимы не заставит себя долго ждать)

Какие слова указывают на это?

Почему автор употребляет именно «редкий солнца луч»? (хочет показать, что с приходом зимы мы начинаем ценить уже и последний луч солнца)

Какой зима выступает здесь? Почему? (она злая, потому что угрожает что вот-вот и скоро я буду здесь властвовать)

Какая картина вам представилась?

Какие строки вам показались необычными?

Как могло быть названо стихотворение?

А какие ассоциации вызывает у вас осень?

Что автор хотел до нас донести этим стихотворением?

Какие чувства он испытывал, когда писал это стихотворение?

Что вы сами почувствовали, услышав стих?

Как вы думаете, для чего поэт написал это стихотворение?

Что на вас произвело наибольшее впечатление?

А вам нравится осень? Чем именно?

Представьте, что перед вами мольберт с палитрой красок. Какие бы краски вы использовали для написания картины «Унылая пора!»?

Для Пушкина «пышное» увядание природы — само по себе прекрасно, он видит в нем могучее проявление жизни. Осень влечет его к себе, «красою тихою, блистающей смиренно». Возможно, поэт и сам не может точно объяснить, чем манит его эта «унылая пора», почему именно «прощальная краса» вызывает в его душе такие волнующие чувства. Но в скромном осеннем пейзаже открывается ему подлинная красота и прелесть.

Творческие виды деятельности

Сейчас мы с вами подготовимся прочитать стихотворение выразительно. Я вам прочитаю еще раз, а вы внимательно следите за моей интонацией, динамикой голоса, потом будете повторять.

На доске появляются листья разных деревьев, окрашенные в разные цвета.

Учитель читает выразительно, наизусть.

Учитель читает еще раз стихотворение наизусть, при этом делая логические ударения, выделяя интонацией определенные места, поясняя детям. Поясняет какие чувства должны проявляться в той или иной строчке.



отдаленные седой зимы угрозы почему отдаленные и почему седой:/ конспкет урока Унылая пора. Перед тем, как окунуться в атмосферу творчества, давайте погуляем по осеннему парку. Осенний парк не любит шума, он молчалив. Вокруг тишина и такая красота, что

отдаленные седой зимы угрозы почему отдаленные и почему седой